вторник, 10 июля 2012 г.

Дальнейшее изменение системы отдельных компаний

С 1994 года, с момента внедрения системы отдельных компаний, Sony изменяла ее несколько раз. В 1998 году названные выше восемь компаний были реорганизова­ны в десять. В апреле 1998 года эти десять бизнес-единиц были объединены в три сетевые компании: Ноте Network Company (домашние компьютерные сети), PersonaI IT Network Company  (персональные информационные тех­ нологии) и Core Technology & Network Company (основные технологии). Переход Sony от десяти отдельных компа­
ний к трем более общим, так называемым сетевым, струк­турам означал, что процесс принятия реш ений в фирме очень изменился. Данная реорганизация стала воплоще­нием излюбленной концепции Нобуюки Идеи. Он счи­тал, что у прежних десяти компаний слишком узкая специализация и направленность, чтобы корпорация могла благодаря «интегрированному (децентрализованному) менеджменту» достичь столь желанного эффекта синер­гии. Так, IT Company, выпускающая компьютеры VAIO, и Personal Mobile Communication Company, которая произ­водила мобильные телефоны и цифровые фотоаппараты, были объединены в Personal IT Network Company. Каждая сетевая компания имела еще один организационный уро­вень. Этот более низкий уровень составляли 25 небольших независимых «компаний». Функция научных исследований
и конструкторских разработок перешла от корпоративной штаб-квартиры Sony к трем сетевым компаниям, а при штаб-квартире группы была создана специальная органи­зация, получившая название Digital Network Solutions (DNS). Она была призвана заниматься развитием новых направле­ний бизнеса, например организацией работы провайдера доступа к Интернету, службы So-net и направлений, специ­ализирующихся на цифровом контенте: фильмах, музыке и финансовых услугах в «интернет-исполнении». В 2000 году в ведение DNS был передан вещательный бизнес, которым прежде управляла Ноте Network Company, а также была соз­дана Communication System Network Solutions Company, в ре­зультате чего число сетевых компаний в организационной структуре увеличилось до четырех.
Однако в 2001 году Sony решила отказаться от объедине­ния отдельных компаний в такие четыре группы; на этот раз они были перегруппированы в семь сетевых компаний. От Ноте Network Company «отпочковалась» компания Displays (дисплеи); Personal IT Network Company была поделена на Mobile Network Company (мобильные сетевые технологии) и Digital Telecommunication Network Company (цифровые теле­коммуникации); a Core Technology & Network Company разде­лилась на Semiconductor Network Company (полупроводники) и Core Technology Network Company (основные технологии). В 2003 году Sony опять пересмотрела свои принципы организационной структуры. Теперь названные выше семь сетевых компаний вновь были объединены в четыре: Ноте Networks Company, IT & Mobile Solution Networks Company (мобильные технологии), Broadband Networks Company (передача данных по сети) и Micro Systems Networks Company (микросистемы). По сути, на этот раз Sony просто отменила решение, приня­тое ею всего два года назад (рис. 5.2).


Следует сказать, что четкой, последовательной цели во всех этих реструктуризациях явно не просматривается.
После того как в 2005 году из компании ушли Идеи и Андо, и посты генерального директора и президента заняли соот­ветственно Стрингер и Чубачи, Sony опять вернулась к си­стеме бизнес-групп, от которой она отказалась десять лет назад. Нынешняя организационная структура Sony пред­ставлена на рис. 5.3. Как видим, по состоянию на 2007 год в ней насчитывалось девять отделений: TV (телевизоры), Video (видеотехника), Audio (аудиотехника), Digital Imaging (цифровое формирование изображения), Business and Professional (бизнес-технологии), VAIO (компьютеры VAIO), Semiconductors (полупроводники), Core Components (основ­ные комплектующие) и Connect (соединения).
Как уже говорилось, эта реструктуризация отражала из­любленную стратегию Нобуюки Идеи — стратегию, наце­ленную на «большой взрыв» в результате соединения и инте­грации нескольких направлений бизнеса Sony и совершение благодаря этому качественного скачка в новые виды бизнес-деятельности. Идеи говорил, что хочет таким образом вне­дрить в менеджмент «теорию сложности вычислений».
В частности, он утверждал: «Области деятельности Sony далеко выходят за рамки электроники; они включают так­ же видеоигры, музыку, кино, страхование и многое другое.
И для слаженного функционирования этих направле­ний бизнеса необходимо, чтобы стратегия реализовыва­лась одновременно сверху вниз и снизу вверх, и при этом интерактивно. Стратегия снизу вверх реализуется из каж­дой бизнес-единицы, а стратегия сверху вниз — из штаб-квартиры. Sony — это организация, состоящая из множества
элементов. Мы просто обязаны придерживаться концепции «сложной системы», в которой разные элементы взаимодей­ствуют друг с другом, в результате повышая свою ценность и позволяя достигать намного большего, чем можно было бы достичь путем простого сложения компонентов».
Судя по всему, Идеи по своему складу был истинным первопроходцем, смело экспериментировавшим с разными подходами к организации бизнеса. В какой-то мере его экс­перименты напоминали события периода «мыльного пузы­ря» информационных технологий в эру Новой экономики,
когда ученые мужи настойчиво доказывали нам, что старые медлительные традиционные фирмы вскоре будут полно­стью вытеснены интернет-компаниями. Следует, однако, признать, что, несмотря на их передовой характер, экспери­менты Идеи, к сожалению, лишь усугубили ранее существо­вавшие проблемы организационной структуры Sony.


Комментариев нет:

Отправить комментарий